Долгосрочный проект "Песочная терапия"
необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Все это делает особо важным участие психолога в проведении развивающей работы с детьми. В связи с этим в рамках образовательного процесса необходимо создавать условия по развитию познавательных психических процессов, волевого поведения ребенка и обеспечение эмоционального комфорта.
Актуальность обусловлена тем, что обучение детей дошкольного возраста наиболее продуктивно, если оно идет в контексте с практической и игровой деятельностью. Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому она может быть использована в развивающих и обучающих занятиях. В процессе песочной игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму. Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Песочная терапия–это, прежде всего, возможность самовыражения. Песок, вода и несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь человеку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, которые порой так трудно передать с помощью слов. Такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, формируют умение прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности своим делом. Активизируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего, так и внешнего плана.
Новизна заключается в том, что программа направлена на решение задач по созданию условий для гармоничного личностного развития детей в процессе обучения и воспитания.
Программа предусматривает создание «зоны ближайшего развития». Разработан цикл коррекционно - развивающих занятий в соответствии с индивидуальными особенностями в разные возрастные периоды. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальных способностей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Эмоциональное развитие направлено на развитие у детей умений становиться на позицию другого, развитие самосознания, навыков сотрудничества, децентрации, развитие волевых процессов.
Программам адресована детям 4 – 5 лет.
Объем программы: 510 минут
Программа рассчитана: 1 год
Обучение осуществляется в очной форме.
Форма реализации: подгрупповая (подбор детей осуществляется по результатам диагностики эмоциональной сферы, по запросу воспитателей и родителей. Предпочтение отдаётся детям, нуждающимся в социальной адаптации, снятию тревожности, агрессивности, заниженной самооценки и развития сенсомоторных навыков).
Уровень программы: стартовый (ознакомительный).
Цель программы: создание условий для гармонизации личностного и интеллектуального развития детей дошкольного возраста, детей, имеющих проблемы в развитии:
- познавательной сферы;
- эмоциональной сферы;
- волевой сферы.